На главную



Шлина (Или “В Хопре”)

13-21 августа 2001 г.

Маршрут: Москва – Валдай – оз. Шлино – р. Шлина – Вышневолоцкое водохранилище – р. Цна – Вышний Волочек – Тверь – Москва.

Плавсредства: две байдарки Таймень-2

Участники: Смолов М. (Максик), Михалев С. (Палыч), Челушкин П. (Пашка), Щукина М. (Майка).

Вместо предисловия

Веселое лето, однако, выдалось после четвертого курса! Экзамены, практика по химтехнологии, а, в довершении ко всему (нет бы оставить детям хоть один месяц спокойного отупления!) – подарок в виде месяца военных сборов (беспокойного отупления) в славном городе Кинешма. Дальнейшее описание тех событий не возможно в связи с их секретным характером. Оговорюсь только, что через две недели боевые командиры окончательно устали пить, и судьба в их лице преподнесла нам грандиозный подарок – свободное время. Грех было не распорядиться таким кушем, и спустя пару дней после экзамена, затолкав байдарки и рюкзаки под потолок вагона, вся дружная компания в лице трех людей и одной девушки праздно возлежала на полках в ожидании станции “Валдай”. Почему именно Валдай?! Тому способствовало несколько причин. Ну, во-первых, времени и денег было не так чтобы много, а, во-вторых, среди немногочисленных псевдоглухих районов Подмосковья река Шлина почему-то пробуждала в моей душе искорки азарта. Хотелось на Валдай – за колокольчиками. К тому же, по логике вещей, летом там не должно было быть много водоплавающего народа, которого весенние воды сносят вместе со льдом в другие районы нашей необъятной Родины.

14 августа (вторник).

Примерно в четыре утра мы на месте. Темнота и дождь! Куда идти, зачем идти, надо ли вообще идти? Пытаемся заснуть посередине кучки вещей, заботливо внесенных в здание вокзала. Палыч периодически прогоняет подступающую дрему своими неуемными идеями насчет пройтись по городу. Приходится что-то ответить и еще больше погрузиться во внутренний мир для скорейшего растворения в нем. Светает. Хорошо, что кончился дождь, а то я уже мысленно распаковал рюкзак в надежде найти гидрокуртку. Перемещаемся на автовокзал. Это в километре от железной дороги, рядом с берегом озера. Попутно выясняется интереснейший факт: наш автобус (Валдай-Красилово) действительно ходит дважды в сутки, но только по четырем дням в неделю (СБ, ВС, ПН, ЧТ). Здесь стоит остановиться для комментария. Уже по приходу домой меня посетила гениальнейшая мысль: зачем надо было ехать на оз.Шлино, если к другому озеру – Велье автобусы ходят гораздо чаще и каждый день? К тому же эти озера соединяются рекой Либья, которая при достаточном количестве воды (у нас, правда, был явно не этот случай) может оказаться весьма интересной. Мысль, как это часто бывает, была не нова, и умные люди так обычно и ходят. Но, не стоит забывать, что дело происходило после военных сборов, и в тот момент мы не придумали ничего лучшего, чем найти попутку. Это оказалось крайне непростым делом. Несмотря на обилие различных автотранспортных единиц, брать нас не хотел никто. Примерно с двадцатой попытки, обежав половину города и перезнакомившись с рыночными водителями, нам удалось поймать маньяка. Главное было – во что бы то ни стало заполучить его принципиальное согласие, а там уж – дело техники. После того как он развез весь полагавшийся ему груз и отпросился до обеда у начальника, карета была подана к автовокзалу. Затолкав всю кучу вещей в кузов “каблучка”, начинаем объяснять изумленному водителю наши планы. Оказалось, что данной местности он не знает вообще, и для разрешения курсовых неточностей пришлось поместить Палыча к нему в кабину. Это было второй ошибкой. Наивно полагая, что Палыч разбирается в топографических картах, водитель уверенно рулил по открывающейся нитке дороги, а мы до одурения тряслись вместе с байдарками в грузовом отсеке. Машина двигалась по бетонке сквозь валдайские леса уже достаточно долго, а озеро все не появлялось. Обеспокоившись происходящим вылезаем из кузова на рекогносцировку и что же… Оказалось, что мы едем по совершенно другой дороге, и хорошо, что на наше “шоссе” можно было выехать еще по одному из путей. Так, проезжая один за другим “пионерские лагеря” и “турбазы”, мы почти достигли желанного пути, как вдруг наше счастье улетучилось в один момент: порвался предательский ниппель. Напуганный объемами грузовых перевозок водитель совершил гениальный поступок: т.е. оставил весь ремнабор, а в том числе и запасное колесо в Валдае, и нам светила весьма неясная перспектива. Спасли, как всегда, военные. Через полчаса, бесполезно потраченных на реанимацию колеса, на нашей бетонке показался “ЗИЛ”, который неспешно тащил в ближайший “дом отдыха” ствол, метров пять в длину. Быстро объясняем ситуацию, и накачанное от зиловской пневмосистемы колесо снова заводит любимую песню. Скорее в машину, и до ближайшего людного перекрестка! Тут нас водитель все-таки выпроводил наружу вместе с вещами и умчался домой на еще не окончательно сдувшемся колесе. Денег, правда, не взял, поскольку не довез до озера. “Ну вот мы и в Хопре!” – прокомментировал Палыч. Туманное будущее, наконец-то, предстало перед нами во всем своем туманном свете. Двадцать четыре километра, отделяющих от озера, с учетом двух предстоящих ходок (байдарки ведь никто тащить не отменял) должны были разрастись до семидесяти, итого если исключить возможность поймать попутку, то ближайший срок прибытия к оз.Шлино определялся автобусом в четверг. А тащить так не хотелось! После небольшой ругани устраиваем обед (завтрака же не было), затем прячем байдарки в кусты, и вперед – к победе. До вечера удалось переместиться еще на десять километров и встать на краю старой вырубки у дороги в трех километрах от д. Старина. По сравнению с утром дожди нам не докучали. Только пару раз пришлось прятаться под деревьями минут на десять. Зато все придорожные канавы были полны живительной влаги, и даже когда мы разбили лагерь на вершине холма, я без особых затруднений наполнил котлы.

15 августа (среда).

Как только проснулись Палыч и Пашка отправились назад ко вчерашнему перекрестку за оставленными там байдарками. Мы с Майкой занялись основательным приготовлением еды. Тепло, солнечно, вокруг нас густые валдайские ельники. Красота! Однако, по нашей дороге иногда все же что-то проезжает! Может все не так уж и плохо! Ничего не застопив, ребята вернулись к обеду. После небольшого отдыха отправляемся с половиной вещей вперед. К пяти часам достигаем пределов д. Ванютино. К этому моменту определилась новая рабочая теория, по которой было необходимо перенести весь лагерь в окрестности сего места, чтобы утром поймать автобус на озеро. Этот план также не был осуществлен. Во время пятиминутного отдыха рядом с нами остановился “Рафик”, водитель которого собирался через полтора часа ехать на озеро и был согласен взять нас взять с собой. На просьбы подождать, пока мы сходим за лодками, он ответил коротко и ясно: “Я еду в шесть, а дальше – ваше дело!” – после чего, прихватив ружье, отправился на какую-то“встречу” в лес. Я и Палыч ломанули назад. И тут нам повезло еще раз: через пять минут была поймана попутка, которая довезла нас до места вчерашней стоянки. Схватив байдарки и обливаясь потом, несемся обратно. Никогда в жизни я не бегал так быстро с байдаркой на спине. И мы успели к шести часам, но это не помогло. Нас встречала пустая остановка. Как выяснилось потом, они уехали на пять минут раньше. Мы учли такой вариант хода событий, и по вновь утвержденному плану, мне и Палычу предстояло до конца пройти оставшиеся девять километров в одну ходку, что мы и сделали. Смеркалось и холодало. Подошли к очередному водопою в с. Бель. Отдохнув, выходим на финишную прямую, где счастье улыбнулось в третий раз за день. На озеро мимо нас ехали двое охотников, которые охотно согласились разместить меня и Палыча в своем “УАЗе”. Лагерь, расположившийся в прибрежном осиннике, мы отыскали с большим трудом, точнее нас туда привела Майка, которая первой услышала голодные вопли отчаянья, исходившие с берега озера."Ну, вот мы и в Хопре!"-заметил Палыч.

16 августа (четверг).

После завтрака становимся на воду . Чудесное озеро! Солнце и волны. В прозрачной толще воды, словно в небе, парят мириады маленьких зеленых шариков. Это вольвокс – колониальные водоросли чистых водоемов средней полосы. Первое плавание намечаем по курсу на расположенный посередине озера о. Большой. Пока переплывали бескрайние просторы, пучина поглотила мой ножик. Пришлось возвращаться назад в надежде обнаружить его на берегу, но тщетно. После обеда на острове выходим к истоку Шлины. Озеро Шлино, как и Вышневолоцкое водохранилище представляет собой резервный водоем для снабжения водой Москвы, поэтому не было ничего удивительного в том, что у истока русло реки перегораживала небольшая плотина, которую, тем не менее, пришлось обносить. Как нелинейно ведут себя счастливые и несчастливые моменты! В погоне за крупным окунем, гуляющим в омуте за плотиной, сломал спиннинг. До Села-Новичок Шлина представляет собой довольно верткую речку с частыми каменистыми перекатами, после чего река выходит на длинную луговину, откуда начинаются ее бесконечные меандры. Так, пропетляв около часа, мы остановились на пригорке у лесной просеки. Неподалеку от нашего лагеря обнаружилась охотничья (или рыболовная) избушка. Надо же, как близко от Москвы встретили типичный северный объект! По соседству с избушкой примостились куртинки калгана. Будем создавать “парадный напиток Палыча”.

17 августа (пятница).

Проснулись поздно. Жара. Проплыв пару часов, остановились на обед на высоком левом берегу, увенчанным сосновым бором, неподалеку от д.Чудино. Наконец-то НАХОДКА! В лесу просто море спелой брусники и молодых лисичек. На обед решаем отказаться ото всех традиционных блюд кроме легкого супа. Замену обычным кушаньям составили жареные грибы и ягодный кисель. После короткого лежания-купания отправляемся дальше. Русло реки чрезвычайно сильно заросло травой, поэтому, несмотря на приличную скорость течения, лодки идут медленно. Каждый новый поворот знакомит нас с обитателями здешних мест: утками и цаплями. К вечеру флотилия вошла в воды озера Глыбы. Странное какое-то название – Глыбы, хотя в начале озера кое-где из воды и торчат камни, нельзя сказать, что их здесь слишком много. Лагерь разбили на небольшом мыске, метрах в трехстах выше дома лесника по соседству с его одиноко пасущейся у воды лошадью. Со стороны леса через сто метров от нашей стоянки обнаружился проволочный забор. Все наши догадки сводились только к одной правдоподобной версии: забор огораживал владения лесника и ограничивал зону пребывания свободно пасущегося животного, поскольку за ограждением мы не встретили ни одного отпечатка копыта. Вечером жарка грибов повторилась. В дополнение к дружному чавканью вскоре послышались выстрелы, громко разносившиеся по всему водоему. Как же – сегодня открытие охотничьего сезона, и все-таки умно, что мы не встали на соседнем мысу с кострищем. Вечером точно бы не миновали встречу с “гостями”. Однако даже в таком положении полнейшей секретности жить мне спокойно не дали. Уже лежа в спальнике, Паша организовал что-то вроде импровизированного триллера, внезапно заорав спросонья: “Воры в палатке!” Да, после сборов надо долго отдыхать.

18 августа (суббота).

Руководствуясь вчерашним выводом о том, что необходимо больше отдыхать, на сегодняшний день назначаем капитальную дневку. Хоть со времен великого волока к озеру Шлино с небес на нас не упало ни капли, грибы все же в прибрежной полосе растут неплохие: подберезовиков и лисичек набрали опять на целую жарку. С одиннадцати утра до пяти вечера я, Майка и Пашка ходили по просеке на Поползненское болото за клюквой. Помимо самой клюквы набрали немало маслят брусники и черники. Голубики оказалось не так много, чтобы имело смысл собирать ее про запас. Палыч, которому было сказано, что мы вернемся к обеду, честно пытался дождаться нас. Однако голод пересилил все его сокровенные чувства и он, сплюнув три раза, принялся за приготовление еды. Но и мы полностью сдержали свое обещание и пришли прямо к готовому обеду. Никто же не уточнял, кто будет его готовить! Вечером случился палычев ДР, ознаменованный торжественным парадом и праздничным напитком “Вырвиглазом”. Но, только этим именинник не отделался. Среди прочих подарков он был награжден деревянной медалью почетного гонобобеля, а также символическим предметом – кузницей ДЯТЛА (бревно с выдолбленной дыркой) с обязанностью носить ее с собой везде и всегда.

19 августа (воскресенье).

Итак, народ отъелся и отоспался, кошмары больше не докучают по ночам, и поэтому сегодня придется немного погрести. Непосредственно перед отплытием Палыч попытался избавиться от вчерашнего подарка, оставив бревно у костра. Это злодеяние было вовремя замечено, и справедливость восторжествовала – кузница вернулась к нему в лодку. Преодолев очередной участок заросшего русла, выходим на чистое песчаное дно. Напротив устья р. Граничной устраиваемся на обед. Снова жара, от купания не удержался даже я. Попробовал починить спиннинг, но что-то не впечатляет. Пока собирал вещи, обнаружил в траве кем-то потерянные часы. К пяти часам вечера на левом берегу проступили контуры поселка Комсомольского. Зачаливаемся сразу после завода (похожего на цементный?) и отправляемся на поиски мест нахождения хлебо-булочных изделий, запас которых к этому моменту уже стал подходить к концу. Вскоре выяснилось, что хлеб в поселке ожидается только через два часа, и, решив не тратить ценного времени впустую, выдвигаемся. Все ужасно: молока не купили тоже, и только полкило пряников скрашивают мировую грусть. Ниже железнодорожного моста Шлина снова запетляла по широкой луговине, а у нас появились проблемы с выбором места ночевки. Помимо этого стали проявляться и другие странные факты: то и дело в прибрежных камышах проглядывались люди в военной форме или зеленоватые ящики, похожие на тару для снарядов. Внезапно нас осенило: “А что если здесь у них полигон!” Это добавило утомленным рукам такую дополнительную энергию, что догребли почти до устья Шлинки и встали на левобережной стоянке в километре выше него. Бесконечные ожидания отстающего второго экипажа и сопутствующая долгой гребле военизированная обстановка расположили меня к серьезному умственному труду. К концу дня была сформулирована первая теорема шаманов войск РХБз.

Теорема №1: Все что не возимо, то носимо!

Примечание к теореме №1: Есть, однако, некоторое множество вещей, которые одновременно не относятся ни к одному из указанных классов. Так вот: если же вдруг вещь не является возимой и не является носимой, тогда она – “на базе”.

20 августа (понедельник).

В связи с тем, что вчерашний день гребли всем (ну или почти всем) очень понравился (Гы!), логично его повторить. Встали довольно рано и выплыли на целый час раньше обычного (т.е. в 10.45). Несмотря на вчерашний урок, Палыч снова пытался избавиться от кузницы, но тщетно – Майка вовремя заметила пропажу. Наконец-то мы с хлебом. Спас “дом отдыха”, в магазине которого было все, что необходимо нормальному человеку: хлеб, шоколад, крем для обуви и, разумеется, погоны. Почему-то после нашего отхода в “доме” сработала сирена, а потом они, кажется, пытались завести самолетный двигатель. Во всяком случае, шум был примерно такой. Отобедав на песчаной косе супом со свежим хлебом, снова отправляемся повторять речные изгибы. Луг, поворот, снова луг, поворот – после пары часов, проведенных в такой обстановке, в нашей байдарке во второй раз индуцируется мыслительная активность.

Теорема №2: Палыч может находиться хоть в Хопре, хоть в Бобре, хоть в могиле Бобра и т.д., а шаман войск РХБ-защиты всегда находится на местности.

Появилось и новое развлечение: после открытия сезона охоты то тут, то там по ходу лодки в траве мелькают пустые ружейные гильзы. Понятия не имею: зачем они нам, но останавливать судно на полном ходу и ломиться к заветной гильзе оказалось весьма занятно. К вечеру мы набрали их около полутора десятка. Изрядно замучившись, разбиваем лагерь на длинном полуострове напротив поселка Красномайский (названного так в честь красной Майи). Охота огненным шаром прокатилась по здешним местам: наш полуостров весь в костях и пуху. Но, помимо хлама, внезапно обнаружились и полезные вещи: напиленные сосновые чурбаки и огурец. Насчет последнего – по-моему, народ так и не догадался, откуда же попал сей замечательный овощ на последний, воистину царский ужин. За всеобщими хлопотами никто не заметил, как внезапно стемнело, и поэтому палатку пришлось ставить уже без света. В результате один из колышков угодил в коровью лепешку, но это обнаружили лишь на следующее утро. Берега реки заселены довольно густо: через каждые метров 50-70 кромку воды венчают деревянные рыболовные помосты, кое-где даже с уютными лавочками. В противоположность большей части реки, в низовьях Шлины луга оказались достаточно дефицитным объектом, поэтому местные жители используют под сенокос прибрежную траву, которую развозят по домам на своих лодках, чему мы стали свидетелями. Снова радует глаз звездное небо, но, почему-то метеоров мало! Утомленное сорокакилометровой дистанцией тело вся навязчивее требует отдыха. Пора!

21 августа (вторник).

По-видимому, Палыч рвется домой, иначе чем еще объяснить тот факт, что сегодня мы выплыли в 9.45? Проклятье – он-таки умудрился забыть бревно на стоянке! Ну ладно, зато теперь понятно, что ему подарить на ДР в следующем году. Миновав поселок вместе со всеми четырьмя мостами, в сопровождении победного клича вливаемся в Вышневолоцкое водохранилище. Острова всюду, и, чтобы не заблудиться, в качестве линии движения выбираем курс между двумя самыми высокими островами: Алекиной и Куниной Релками. Неизбежное правило открытых водных пространств сработало и на этот раз: лобовой ветер и волны сопутствуют снова. Больше всех от ветра страдает вторая лодка: Палыч постоянно злится от попадающей на него с майкиных весел капель и запрещает ей грести. Судя по тому, как отстает их лодка, – дело приняло критический характер. Вблизи истока р. Тоболки меняем курс на о. Дергуны. Еще сорок минут гребли и мы поворачиваем налево в протоку среди густых зарослей камышей, миновав которую мы заметили долгожданную Новоцнинскую дамбу. На этом, собственно, закончился путь по самой Шлине, но до завершения маршрута еще оставалось несколько километров. Для этого было необходимо пройти через Вышний Волочек по Цне. Минут через десять на горизонте показался силуэт измученного Палыча, и, перетащив байдарки через насыпь, вступаем в городскую акваторию. Ничего примечательного в плавании через крупный город я не видел: несвежий запах воды, кучи бытового и строительного мусора не лучшим образом способствуют плаванию по большим рекам. Тем не менее, путь по Цне скрасили многочисленные “венецианские” каналы и городской собор, расположенный прямо на берегу реки. Так неожиданно носы байдарок уперлись в Верхнецнинскую плотину (различные гидротехнические сооружения распространены в Вышнем Волочке), у которой мы и закончили наш долгий путь. Оказалось, что неподалеку от плотины находится остановка, и до вокзала можно доехать одним из автобусов (№2 или №15), что мы и сделали. Путь до Москвы занял часов пять, так что в столицу нас занесло где-то в районе десяти вечера. При этом было бы слишком просто, если бы все на этом закончилось. Природная жажда халявы заставила нас взять билеты на несколько зон ближе с тем, чтобы вылезти на ст. Тимирязевская, которую все благополучно проспали. Не желая отдаваться в руки железнодорожных властей, мы совершили паническое бегство из вагона где-то в районе Рижского вокзала, до которого, однако, пришлось тащиться со всем скарбом в две ходки еще минут тридцать. И лишь только поздний, но обильный ужин в ГЗ вернул меня в состояние былого умиротворения. Мы в Хопре…

Смолов М. 22 августа 2001 г.

Полезные сведения

Музей колоколов (г. Валдай): работает с 10.00 все дни, кроме вторника.

Кукушка: Бологое – Дно идет из Бологого в районе 7 утра.

Автобус (ПАЗ) Валдай – Красилово: ходит в 6.00 и 16.00 в СБ, ВС, ПН, ЧТ.



Rambler's Top100


Хостинг от uCoz